Перед тем, как мы рассмотрим особенности поиска работы через кадровые агентства, хочется немного осветить их разновидности. Агентства, с помощью которых можно найти работу, бывают двух видов: собственно кадровые агентства и рекрутинговые агентства. Для соискателя работы самым очевидным отличием является критерий «кто платит деньги»: кадровым агентствам услуги оплачивают соискатели, рекрутинговым агентствам – работодатели.

Кадровые агентства оказывают соискателю информационные услуги. В идеале предполагается, что кандидату, обратившемуся в кадровое агентство, составляют грамотное профессиональное резюме, размещают его на job-сайтах, рассылают на открытые вакансии, назначают собеседования. То есть кадровое агентство в своем лучшем виде – это посредник между соискателем и работодателем. Пользоваться этой услугой можно в том случае, если вы не желаете афишировать поиск работы или просто не имеете возможности обновлять, размещать резюме, отвечать на звонки. Рассчитывать на какие-то эксклюзивные вакансии в этом случае бессмысленно: кадровые агентства пользуются открытыми источниками и ничего сверх них не предлагают. Главная проблема обращения в кадровые агентства состоит в том, что на этом рынке работает очень много мошенников. Компании предлагают соискателям заплатить определенную сумму и получить на руки список самых актуальных и интересных вакансий, которые по факту являются ни чем иным, как результатом разгулявшейся фантазии предприимчивых агентов. Чтобы не попасть в ловушку, нужно придерживаться одного простого правила: платить только по факту оказания услуги.

Рекрутинговые агентства работают по другой схеме: они имеют договоры с работодателями и занимаются подбором персонала в конкретные фирмы и на конкретные позиции. Компании по разным причинам могут обращаться в рекрутинговые агентства: нет возможности закрыть вакансию своими силами за неимением специалистов нужной квалификации по подбору персонала, не хочется афишировать поиск того или иного сотрудника и пр. В любом случае, подбор ведется по тем требованиям, которые озвучит работодатель. В сущности, сотрудники рекрутингового агентства проводят лишь первичный отбор и берут на себя всю «черную» работу: публикация вакансии в разных источниках, прием и отбор резюме, проведение первичных собеседований.

Приглашение на собеседование из рекрутингового агентства часто вызывает у кандидатов сомнение: «Стоит ли идти, ведь это посредник?». На самом деле опасаться совершенно нечего. Если вы успешно пройдете собеседование в агентстве, на повторное собеседование отправитесь уже в компанию и будете беседовать с потенциальным непосредственным руководителем. За некоторыми исключениями, этап отбора ограничивается 2 собеседованиями, и поэтому практически ни чем не отличается от варианта, когда вы сразу идете в компанию, но сначала встречаетесь с hr-менеджером.

Отправляясь на собеседование в рекрутинговое агентство, нужно помнить о двух вещах. Во-первых, не смотря на то, что сотрудник агентства не принимает решение о выходе на работу, он решает, состоится ли собеседование с работодателем или нет. Это означает, что нужно постараться вызвать интерес к своей кандидатуре. Зачастую кандидаты не стремятся к этому, объясняя свое поведение тем, что перед ними еще не работодатель, и подходят к собеседованию весьма формально. Во-вторых, будьте готовы к тому, что на многие вопросы сотрудники агентства не смогут дать ответа. Рекрутеры стараются максимально собрать информацию о вакансии, условиях работы, системе мотивации, но не редко какие-то важные детали остаются без внимания. Какую-то информацию, например, о системе материальной мотивации, сами работодатели выдают неохотно, очень упрощают и обобщают. Если без ответа останется вопрос, имеющий для вас принципиальное значение, менеджер рекрутингового агентства обязательно выяснит его и сообщит, если же нет – все подробные ответы можно будет получить на повторном собеседовании в компании. Еще один нюанс трудоустройства с помощью рекрутинговых агентств – это возможное длительное ожидание обратной связи. Дело в том, что рекрутер может лишь рекомендовать кандидатов для собеседования в компанию, предоставляя подробное резюме и свои комментарии. Руководство компании или человек, отвечающий за сотрудничество с агентством, принимает решение о встрече на основании этой информации. Бывает, что компания долго не дает никакого ответа по резюме. Причины на это совершенно разные: есть более приоритетные кандидаты от других агентств, сложно вставить собеседование в рабочий график руководителя и др. Все может сложиться так, что подходящий кандидат получает ответ от агентства после того, как уже вышел на работу в другую компанию. Это совершенно нормальная рабочая ситуация, если человек находится в активном поиске работы. Если вакансия от агентства интересна и приоритетна для вас – лучше сообщать о том, что у вас имеются и другие предложения, возможно, это ускорит процесс рассмотрения резюме и назначения собеседования.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод: найти работу можно и с помощью кадрового, и с помощью рекрутингового агентства. Бояться их совсем не стоит, нужно просто понимать принципы их работы и учитывать все особенности такого сотрудничества.