Далеко в прошлом остались времена, когда на работу распределяли или принимали на основании предоставленных документов. Экономические изменения привели к тому, что рынок труда действительно в некоторой степени стал рынком: профессиональный опыт и компетентность кандидата - это товар, который работодатель приобретает за сумму, именуемую «заработной платой». Чтобы найти хорошую работу, нужно не только быть хорошим специалистом, но и уметь себя продать. Собственно, успех собеседования зависит именно от этого умения, но обо всем по порядку.

Абсолютно точно можно сказать, что к собеседованию нужно готовиться, однако подготовка - это не заучивание «правильных» ответов на коварные вопросы. В первую очередь нужно хорошенько изучить информацию о компании, чтобы представлять себе, куда вы идете. Для этого можно использовать все доступные каналы: сайт компании, сервисы с отзывами, социальные сети. Возможно, кто-то из ваших знакомых располагает некоторой информацией и готов ею поделиться. То, как компания позиционирует себя в информационном пространстве, поможет оценить в целом имидж компании на рынке и сделать некоторые выводы о корпоративной культуре. Внимательно изучите описание открытой вакансии, спросите себя, готовы ли вы, имея только указанную информацию, приступить к работе? Скорее всего, будет масса вопросов. Все эти вопросы лучше выписать себе в ежедневник, чтобы задать их на собеседовании. Не полагайтесь на свою память и действительно сделайте «шпаргалку» с вопросами, чтобы на собеседовании не растеряться и ничего не упустить.

В отношении собеседования справедливой является поговорка «Встречают по одежке». Несмотря на то, что собеседование - это еще не работа, лучше, если даже будучи кандидатом, вы впишетесь в формат компании. В каких-то компаниях существует жесткий дресс-код, в каких-то форма одежды совершенно свободная. Можно уточнить форму одежды в момент приглашения на собеседование, а можно просто положиться на свою интуицию: согласитесь, маловероятно, что в креативном агентстве сотрудники носят строгие костюмы, а в престижном банке - джинсы и кеды.

Почти всех кандидатов волнует, почему на собеседовании задают так много вопросов, и как отвечать на них правильно. На самом деле, эффективными являются только честные ответы. Целью собеседования не является выявление ваших недостатков и пробелов в знаниях. Цель собеседования - понять, насколько работник и работодатель могут быть взаимополезными, насколько при возможном сотрудничестве буду удовлетворяться потребности той и другой стороны. В этом смысле кандидату лучше занять такую позицию: «Не только меня оценивают, но и я оцениваю». Чем искреннее будут ваши ответы, тем больше шансов, что в конечном итоге вы действительно найдете работу, о которой мечтаете. К тому же, опытный менеджер по подбору персонала без труда заметит любые нестыковки в ответах и желание произвести впечатление. В таком случае стремление отвечать на вопросы «правильно» скорее обернется против вас.

Ситуация собеседование, безусловно, является волнительной. Постарайтесь взять себя в руки. Работа играет важную роль в нашей жизни, но всё же это всего лишь работа. Не давайте излишнему волнению испортить впечатление о вас. Отвечайте на вопросы спокойно и уверенно. Обязательно задавайте свои вопросы - это прекрасный шанс показать ваш истинный интерес к вакансии и продемонстрировать понимание многих нюансов работы.

Как вы думаете, какой кандидат является самым желанным для работодателя? Имеющий нужное образование? Подходящий под формальные требования? Не угадали. Лучший кандидат - это мотивированный кандидат. Тот, у которого при рассказе о будущей работе загорается взгляд. Горящие глаза и желание работать зачастую сглаживают даже какие-то имеющиеся недостатки. Пожалуй, в этом и есть главный секрет успешного прохождения собеседования.