«Собеседование только после рассмотрения резюме», «Отправьте свое резюме и мы перезвоним Вам» - подобные фразы почти всегда сопровождают поиск работы, особенно если речь идет о квалифицированных специалистах. Порой соискатели не знают, о чем писать в резюме, да и не видят большой необходимости подходить к этому вопросу со всей ответственностью, считая, что резюме – это не более чем новомодная «фишка» и просто формальность. На самом деле резюме – это «проходка» на очное собеседование. Конечно, решение о приеме на работу принимается только после личной беседы, но если резюме составлено не грамотно и не несет в себе необходимой для работодателя информации, до личной встречи дело может просто не дойти. Что же должен увидеть в резюме работодатель и как на бумаге представить себя в выгодном свете – читайте дальше.

Отбор кандидатов всегда ведется в соответствии с выдвинутыми требованиями. Какие-то из них являются жесткими, какие-то более гибкими. Это могут быть требования относительно уровня и профиля образования, продолжительности и качества опыта работы, требования относительно наличия опыта решения конкретных задач. Не редко работодатели озвучивают пожелания по полу, возрасту и семейному положению будущих работников. Из этих требований сплетается «сито» первичного отбора, который осуществляется как раз в ходе рассмотрения резюме. В этом смысле справедливо будет сказать, что к составлению резюме нужно подходить гибко, модифицировать его под каждую вакансию, смещая акценты на те или иные вещи в соответствии с заявленными требованиями работодателя. Тем не менее, структура резюме остается стандартной. Резюме можно условно разделить на несколько смысловых блоков.

1. Биографические сведения и контактная информация.
В этом блоке нужно указать ФИО, дату рождения или возраст (можно указать только год рождения), адрес (можно указать только район проживания), контактный телефон, адрес электронной почты или любой другой контакт, через который вам удобно держать связь.

2. Сведения о полученном образовании. Речь идет именно о профессиональном образовании, учеба в общеобразовательной школе не указывается. Сведения об образовании указываются в хронологическом порядке. Важно указать год окончания, название учебного заведения и специальность. В отдельных случаях можно указать квалификацию по диплому. Если кроме основного профессионального образования были еще курсы повышения квалификации, тренинги и семинары, подтвержденные сертификатами – лучше выделить их в отдельный подпункт «Дополнительное образование» и оформить аналогично (год обучения, полное название курса).

3. Опыт работы.
Обычно рекомендуется указывать три последних места работы в обратном порядке, начиная с последнего. Однако соблюдение этой рекомендации не всегда является целесообразным. Бывает, что важный для работодателя опыт выходит за рамки трех последних мест, в этом случае лучше указать наиболее значимый для конкретной вакансии опыт, расписав его подробно, а все другие места работы перечислить в назывном порядке. О каждом значимом месте работы нужно указать следующую информацию:
- период работы (дата приема и увольнения, либо указать, что работаете по настоящее время);
- полное название организации и направление ее деятельности;
- занимаемую должность, выполняемые должностные обязанности.

Нередко с описанием должностных обязанностей возникают затруднения. Дело в том, что для самого кандидата его обязанности и зона ответственности кажутся абсолютно очевидными: «Чего тут расписывать – и так все понятно». Но нужно помнить, что читают резюме и проводят первичные собеседования люди, которые не знают всех нюансов вашей работы. Представьте, что вы рассказываете ребенку о том, что вы делаете на работе, выразите это в деловых формулировках – это и будет хорошим описанием должностных обязанностей.

4. Дополнительные сведения
В этом разделе сообщаются сведения о знании иностранного языка, владении компьютерными программами, наличии водительского удостоверения и т.п. Указывать все это стоит лишь в том случае, если вы действительно владеете чем-то на высоком уровне, и это имеет отношение к работе. Например, если вы знаете английский на уровне школьной программы, а из компьютерных программ умеете хорошо пользоваться только почтовыми клиентами – лучше опустить эту информацию. Так же в дополнительной информации можно перечислить свои деловые и личные качества. Этот пункт часто вызывает затруднения, приводящие к крайностям: от шаблонных фраз до откровенного самолюбования. Лучше найти золотую середину и действительно поразмышлять над тем, что вам лучше всего удается в работе, в чем вы сильны.

В заключение хочется добавить несколько слов об оформлении и стиле написания резюме. Само слово «резюме» означает «краткий». Самый удобный для восприятия объем резюме – 1 страница формата А4. В тексте резюме лучше использовать лаконичные фразы, короткие предложения, максимально структурировать информацию, оформляя ее в виде списков, перечней. Не стоит увлекаться форматированием и пытаться сделать «красивое» резюме, достаточно выделять заголовки полужирным шрифтом. Излишние украшательства будут только отвлекать от основной информации. Можно добавить в резюме фотографию, но это совсем не обязательно. Если вы все же решили вставить фото, пусть это будет деловой портрет. Фотографии, сделанные в домашней обстановке, на отдыхе, за веселым времяпрепровождением не очень уместны в данном случае. Когда резюме будет готово, распечатайте его и пробегитесь по листку глазами. Оцените, насколько оно читаемо, насколько легко можно найти контактную информацию, насколько очевидными являются смысловые блоки. Если с этим все в порядке – можете смело отправлять его потенциальному работодателю, не забыв при этом указать в письме, на какую вакансию вы претендуете. Приглашение на собеседование не заставит себя ждать. Удачного трудоустройства!